Открой журнал, прикоснись к истории

HOLY RAP

Музыкальный журнал HOLYRAP Статьи Интервью (Исполнители СНГ) Нельсон, хип-хоп журнал СЛОВО - Моя цель, объединение представителей хип-хоп культуры joomla

Нельсон, хип-хоп журнал СЛОВО - Моя цель, объединение представителей хип-хоп культуры

Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 

01. Привет брат! Мы рады наконец-то тебя пригласить на страницы журнала HOLYRAP.RU. Наше сотрудничество с тобой уже длиться второй год, но за это время не было возможности пообщаться ближе. Хотел, чтобы ты сейчас для наших читателей провёл небольшую презентацию о себе и о твоём проекте, хип-хоп журнале «СЛОВО». Расскажи о себе и о своей команде, которая работает сейчас над выпуском журнала.

Привет, брат! Большое спасибо за то, что пригласили меня к себе в гости.

Я – Nelson, создатель и редактор хип-хоп журнала

http://vkontakte.ru/club10364610

«Слово». Первый номер журнала я выпустил осенью 2008-го года. Этому предшествовал довольно долгий путь моего развития, связанный с интересом к различной музыке и музыкальным субкультурам. Первыми в ряду музыкальных стилей, которые я слушал, были всевозможные направления рока и панка. Расширяя свой кругозор и открывая всё больше новых стилей музыки, в 2003-м я стал слушать рэп. До этого он меня как-то особо не привлекал и я им не интересовался. Тогда, в 2003-м, рэп был для меня своего рода «побочным» стилем музыки, который я слушал редко. Но постепенно он стал меня захватывать всё больше и году к 2006-му рэп стал основным стилем, звучащим из моих колонок.

ОБСУДИТЬ ИНТЕРВЬЮ НА ФОРУМЕ РЭППЕРОВ ХРИСТИАН (Перейти тут)

Будучи по своей натуре человеком любознательным, и если брать сферу музыки – можно сказать коллекционером, интерес к рэпу потянул за собой интерес к его истории и в целом к хип-хоп культуре. Я тогда уже выпускал один журнал – Total Persistance (начиная с 2003-го и по 2010 вышло 8 номеров). С рэпом этот журнал никак не был связан – это было скорее издание на социальную тематику, в котором я высказывал свои мысли. Но благодаря ему опыт и знание самиздата у меня уже было. Следовательно, появилась мысль сделать журнал о хип-хопе, тем более что я практически не видел таких журналов, а преимущественно только сайты. Но на первых порах – это была всего лишь мысль, отложенная на будущее.

Однако, став искать в интернете какие-либо книги по истории хип-хопа или хотя бы по истории рэпа, я был удивлён, что таковых на русском языке – нет. А удивился я потому как про тот же рок или панк в сети есть ряд достаточно серьёзных и качественных энциклопедий. Что-то подобное я ожидал увидеть и про хип-хоп. Вместо этого я нашёл статью размером 17 страниц формата А4. И это была самая «подробная» история хип-хопа, которую в разных сокращениях копировали остальные сайты.

Это и стало толчком к тому, чтобы выпустить первый номер. Даже с плохим знанием английского я стал собирать информацию, переводить с помощью компьютерного переводчика и на основе полученной информации писать статьи. Кстати отчасти это стало плюсом – я не делаю переводов «слово в слово». На основе переведённой информации я пишу свою статью. То есть я не занимаюсь плагиатом. Редкие перепечатки и дословные переводы я публикую со ссылкой на источник.

В общем, так вышел первый номер. Я не ожидал к нему большого внимания, но всё же несколько человек, хорошо известных в хип-хоп среде Беларуси вышли со мной на связь. Со Сказочником – администратором старейшего белорусского сайта о хип-хопе www.bratinfo.by, создателем и ведущим программы Street Beat, мы теперь сотрудничаем постоянно.

Как вы уже поняли из сказанного выше – журнал я создал один, никакой команды первоначально не было. В разные номера присылали отдельные статьи люди из разных городов и стран. Но сотрудничество с ними носило эпизодический характер. Среди людей, с которыми сложилось постоянное сотрудничество, стоит отметить Samekind’a – талантливого битмейкера из Витебска. Он в последних двух номерах выполнял корректорскую работу – а учитывая объём текста, работы было много. Надеюсь, что и в дальнейшем мы с ним продолжим сотрудничать. Также постоянно сотрудничаем мы и с журналом HOLYRAP.RU, начиная с 7-го номера. Ну и конечно с людьми и изданиями, которые помогают с рекламой – это сайты www.bratinfo.by, www.hip-hoper.net, www.rapper.by, www.ulei.info и мои друзья, которые рассылают журнал в социальных сетях.

Статьи по-прежнему пишу я. Оформлением также занимаюсь я. Хотя, что касается оформления – дизайнер из меня никудышный, но пока поиски «бесплатного» дизайнера успехом не увенчались, а на оплату услуг профессионалов денег нет, так как журнал прибыли мне не приносит. За эти два года, в течение которых я выпускаю журнал – много изменилось и в нём и отчасти в моём отношении к процессу его создания. Но я считаю, что нахожусь пока в начале пути и планы мои довольно обширны. Надеюсь со временем их воплотить в жизнь.

02. Ты говоришь, что пытался искать в интернете русскоязычные он-лайн журналы про рэп и не нашёл, ты считаешь не достаточно информации в формате сайтов? Смотри те же www.hiphop.ru, www.rap.ru, www.prorap.ru, www.indarnb.ru. Зачем создавать журнал в формате PDF? Какие цели ты ставил перед собой и что успел реализовать за эти два года, успев выпустить десять номеров? По-твоему, в чём принципиальное отличие информационно-новостного портала на сайте в он-лайн доступе, и формата скачиваемого в PDF журнала?

На названных тобой сайтах есть много интересных материалов, но, увы, не так много как хотелось бы и далеко не обо всём, что входит в понятие хип-хопа. Во-первых, большинство сайтов ориентируются на мейнстрим рэп. И читая десятки сайтов можно встретить информацию об одних и тех же артистах, альбомах и событиях и не встретить о многих других, достойных внимания. Во-вторых, чем дальше, тем больше русскоязычные сайты уделяют внимание именно русскоязычным исполнителям. Это конечно тоже нужно, но в итоге истории западного рэпа (то есть того, с чего всё начиналось) молодое поколение слушателей не знает вовсе. И наконец – на сайтах, практически никогда, информация не подаётся системно. Я в журнале «Слово» почти с самого начала его существования сделал две рубрики – обзоры рэп сцены городов США и обзоры рэп сцены разных стран мира. Они не выделены заголовками в отдельные рубрики, но соответствующие статьи есть в каждом номере. Так вот при помощи описания сцены городов США я пытаюсь свести американский рэп в своего рода «географическую систему». В целом этот критерий оправдан, так как звучание рэперов из ряда городов имеет свои стилистические особенности. Кроме того, так можно последовательно в общих чертах описать весь рэп США.

А про разные страны сайты и вовсе не пишут, за редким исключением (к примеру, сайт www.exzorap.ru является таким исключением, на нём можно скачать рэп из разных уголков мира). Могут написать про отдельные коллективы, но чтобы статья была посвящена истории рэпа в этих странах – такого практически нет. Между тем, рэп не ограничивается США, Францией и Россией. Рэп сегодня читают по всему миру – Африка, Азия, Латинская Америка, Австралия. Все континенты, разные страны и культуры – все прониклись рэпом. Рэп группы есть даже в таких странах, как Афганистан, несмотря на войну и разруху. В Африке рэп коллективов десятки тысяч. В Заире, Сенегале, Уганде, где подавляющее большинство населения живёт за чертой бедности, рэп – голос молодого поколения. И надо сказать, что рэп стран третьего мира интересен не только своими протестными и осмысленными текстами, но и музыкой и уровнем исполнения, который часто не уступает классикам из США.

Я пытаюсь, насколько это мне по силам, представлять хип-хоп целостно. И в географическом плане и в «структурном», то есть я стараюсь писать не только о рэпе, но и о брейкинге, диджеинге, граффити, битбоксе, а также понемножку размещать аналитические статьи о хип-хоп культуре, потому что для меня хип-хоп – это не просто музыка для развлечения, а культура – набор ценностей и образ жизни на них основанный.

Кроме того, есть и чисто технические отличия PDF журнала от сайта. Журнал всегда выглядит и воспринимается более цельно, чем сайт. Скачав журнал, вы листаете страницу за страницей – читаете или пропускаете, но вы просматриваете все статьи, видите концепцию номера целиком. На сайте же, пробежав по заголовкам и рубрикам, многие выбирают отдельные статьи, но даже не смотрят, что внутри остальных рубрик. Либо смотрят очень бегло. В целом если представить бумажный журнал и сайт как два полюса, то PDF журнал будет своего рода «экватором», промежуточным вариантом.

Однако у PDF журнала есть и минусы по сравнению с сайтом. Так как журнал готовится определённое время – новостные материалы успевают потерять свою актуальность. У сайтов таких проблем нет. Поэтому в идеале журналу нужен свой сайт – и для саморекламы и для оптимальной рекламы людей, сотрудничающих с журналом и для освещения новостей в промежутках между выходами журнала.
Изначально я ставил следующие цели перед журналом. Во-первых, рассказывать об истории хип-хопа и современных тенденциях его развития. Во-вторых, презентовать хип-хоп как культуру, а не просто развлечение. Следовательно, я старался и стараюсь делать упор на андеграунд, но при этом не в ущерб целостности презентации хип-хопа. В-третьих, объединить разных представителей хип-хопа из разных стран. Это конечно более успешно делают различные социальные сети, но у журнала есть своя специфика, связанная с презентацией творчества этих людей. В общем-то, все эти цели я отчасти реализовал. Отчасти потому что, продвижение истории хип-хопа – это процесс, который не имеет завершения. Поэтому и однозначно сказать, что цель реализована нельзя, она реализуется постоянно. Только к 10-му номер я вышел на цельное освещение всего хип-хопа. До этого в журнале практически все материалы были посвящены рэпу и лишь отдельные остальным элементам хип-хоп культуры.

В 10-м номере каждому элементу посвящена часть журнала и хотя рэпу больше всего, что вполне объяснимо его популярностью, но и остальные направления хип-хопа представлены тоже неплохо.

Наименее всего пока реализована третья цель – объединение представителей культуры. Точнее она пока ограничена близлежащими странами, а хотелось бы, и я думаю это не за горами, потихоньку расширяться дальше. К примеру, наши слушатели знают о рэпе в России, немного о рэпе в Украине и в Беларуси и уж совсем чуть-чуть о рэпе в Казахстане. Но при этом Грузия, Армения, Азербайджан остаются для них белым пятном. Страны Балтии за исключением пары русскоязычных исполнителей – тоже. А ведь там всё развито не хуже, но учитывая языковой барьер – информация практически не просачивается. Вот этот барьер я и хочу сломать. В поиске контактов и развитии журнала мне бы здорово помогло его издание одновременно и на русском и на английском языках. Но учитывая, что журнал некоммерческий – денег на оплату переводчика нет, и спонсоров пока тоже нет. Но я что-нибудь придумаю.

03. Я с тобой согласен. Что же получается? Все понимают, о чём ты говоришь, все вроде как одобряют общие цели и идею солидарности в хип-хоп культуре, но по факту ты один делаешь журнал, и только единицы предлагают тебе помощь в сборе материала для номера, да и то, часто пропадая бесследно после так называемой «единоразовой» помощи. Почему же люди сами не хотят быть частью создаваемой хип-хоп культуры, почему их участие заканчивается только быть «МС» и писаться на караоке микрофон у себя в спальне?

Я думаю, в основе такого положения вещей есть две группы причин. Первая – бытовые причины – работа, учёба и т.п. Своё свободное время люди хотят потратить на отдых и им лень сидеть и что-то писать. Тем более что писать статью – процесс не сложный, но требующий усидчивости. А когда эта статья описательная, к примеру, биография исполнителя, то в работе над ней присутствует чисто механический момент – нужно своими словами переписывать фактическую информацию. Кому-то это может показаться нудным и это оттолкнёт его от такого творчества.

Вторая группа причин – культурные причины. Кто-то воспринимает хип-хоп именно как культуру, превращает его в сторону своей жизни и занимается творчеством. Неважно – пишет музыку, читает рэп, танцует, рисует или делает журнал. Важно то, что такие люди делают это целеустремлённо и ставят перед собой не сказочные «цели» - стать сверхбогатым, купить особняк и «бентли», а вполне реальные цели (они же ценности) – саморазвитие и развитие культуры. Я ничего не имею против тех людей, кому удалось заработать своим творчеством. Это плюс и об этом большинство из нас мечтает. Но все мы понимаем, что в наших условиях – это удаётся лишь немногим и миллионерами нам точно не стать. В итоге – тот, кто стремится к реальным целям саморазвития – наслаждается самим творческим процессом и остаётся в культуре на годы. Те, кто мечтает о «бентли», не получив ни копейки за год-два, уходят навсегда. Это различие, на мой взгляд, является очень важной причиной активности одних людей и неактивности других. Она делит хип-хоп сообщество на тех, кто создаёт и тех, кто идёт на поводу у моды, потребляя и копируя. И, конечно же, все эти причины «усугубляются» личными качествами человека – ленью, отсутствием усидчивости и целеустремлённости и т.п.

Также немаловажный момент – МС становятся известными и получают «респекты» пусть и на локальном уровне, значительно быстрее, чем журналисты. Я сам видел немало начинающих МС, у которых на счету пять композиций, но они с ними выступают на вечеринках в своём городе и их знают посетители этих вечеринок – девочки-тинэйджеры визжат под сценой и т.п. При этом на создание этих пяти композиции они затратили времени меньше, чем уходит на создание одного номера журнала. И при этом от них не требуется регулярный выпуск песен – достаточно выпускать время от времени, чтобы о них не забыли. Журнал же нужно выпускать более-менее регулярно, иначе всё придётся начинать сначала. Люди будут забывать о нём. В принципе с серьёзными исполнителями, которые стремятся развиваться, дело обстоит также – им нужно постоянно работать. Но серьёзных то меньшинство, а в основном – «звёзды среди тинэйджеров». А в журналистике так вряд ли получится – можно сделать журнал из пяти страниц с описанием себя самого – только кто это читать будет? А вот песни такого уровня – слушают, достаточно активно спамить ими «в Вконтакте».

Единственный момент в отношении людей к журналу, который я так и не смог понять – это когда люди сами пишут с предложением помощи. Я соглашался, объяснял им, что журнал не коммерческий, поэтому заплатить не могу. Они писали, что всё ок, они не ради денег, им интересно поучаствовать в проекте и т.п. Я не нагружал их никакой работой – давал свободу деятельности, выбор того, что им самим интересно. В итоге – они обещали что-то сделать, шло время, результат откладывался, откладывался, пока не появлялась какая-либо причина – поломка компьютера или завал на работе и всё на этом заканчивалось. Я не понимал и не понимаю одногозачем в таких случаях самим предлагать помощь? Я бы ещё мог понять, если бы я их просил, им было неудобно отказаться и они, таким образом, решили «продинамить» этот вопрос. Но сами предлагают. Загадка.

04. Уже в четвёртый номер подряд ты включаешь статьи о христианском рэпе. Какое лично твоё отношение сформировалось к христианскому рэпу за весь этот период? Что ты слышал раньше о нём и как расцениваешь его будущее на территории стран бывшего СССР? Кроме материала, который ты публикуешь в своём журнале, ты искал дополнительную информацию в интернете, чтоб имеет более подробное представление о нём?

О христианском рэпе я впервые прочитал в украинском хип-хоп журнале «Hip-Hop Fiction». В одном из первых номеров там была статья о христианском рэп фестивале. И вскоре после этого узнал о группах «Освобождённые» и «Терновый венок». Я, конечно же, понял, что есть христианские рэперы и на западе, а почитав материалы на сайте HOLYRAP.RU узнал о конкретных представителях этого направления.
Отношение моё к христианскому рэпу изначально было хорошим. Я в целом хорошо отношусь к религиозному рэпу, если он не разжигает вражду с представителями других религий. Пока среди христианских рэперов я такой вражды не видел. То, что он несёт в массы идеи добра – это, на мой взгляд, делает его не просто музыкой, но именно средством убеждения людей и привлечения их не только к христианству, но и в целом к доброй жизни, без зла и ненависти. Принимать религию или нет – каждый решает сам, но я думаю, многим вменяемым людям нравится слушать про мир и любовь, а не про наркотики в клубах и продажных женщин.

Информацию о христианском рэпе я практически полностью получаю с HOLYRAP.RU. Кроме этого сайта иногда случайно в сети натыкаюсь на альбомы христианских рэп исполнителей. Относительно будущего христианского рэпа в странах экс-СССР однозначно сложно сказать. Учитывая, что христианские общины, в особенности «протестантских» конфессий, очень сплочённые, то я думаю среди молодых верующих этот стиль будет распространяться и со временем достигнет уровня того же христианского рока. Среди молодёжи нерелигиозной – сложно сказать. Кто-то начнёт слушать христианский рэп и кто-то может быть придёт благодаря ему к вере в Бога. Но в целом, сделать популярным что-то доброе и лишённое агрессии, увы, значительно сложнее, чем криминальные и наркотические сюжеты. В этом важную роль играет реальное положение вещей. Если вокруг людей с детства – криминал и нищета, то они к ним привыкают и даже сами, не будучи в этом, так или иначе с ним соприкасаются. Следовательно, чтобы для них естественным и близким стал позитивный, в том числе христианский рэп – нужно менять общество. Нужны условия, где люди будут видеть добро и смогут ориентироваться на добро. Лично я могу только пожелать, чтобы распространение и развитие этого стиля произошло, чем можно быстрее.

Препятствие в этом процессе, на мой взгляд, заключается в том, что ряд российских рэперов используют религию для нагнетания ксенофобии. К счастью они не называют себя христианскими рэперами и не дискредитируют это движение. Но в глазах толерантных людей они дискредитируют Церковь в целом.

Мне бы очень не хотелось, чтобы из-за таких персонажей хорошие люди настороженно начали относиться к христианству и христианскому рэпу.

05. Спасибо за искренние слова и открытость ко всем направлениям рэп музыки. Следующий вопрос лично мне очень интересен. Расскажи о белорусском рэпе. Благодаря твоему журналу мы реально можем узнавать о группах и событиях в Беларуси. Признаюсь честно, кроме групп, которые засветились ещё в 90-ых и начале «нулевых» («Нестандартный Вариант», объединение «Синдикат» и Повар, «Честное Слово») я мало кого слышал. Теперь же много интересного почерпнул. Как лично ты оцениваешь сегодня уровень ваших групп, и в каком направление развивается рэп музыка? Какие имена ты бы посоветовал нашим читателям, для первого знакомства с местным стилем? И если не трудно, охарактеризуй их по звучанию.

Из названных тобою групп сейчас существуют только «Нестандартный Вариант» и «Честное Слово». «Нестандартный Вариант» конечно известны по всей стране и их альбом «Еле слышно» 2008-го года насколько я знаю, хорошо продавался. Про «Честное Слово» знают значительно меньше людей, но группа также пишет новые песни.
С той поры – рубежа 90-х – нулевых – в белорусском рэпе очень много всего поменялось. И группы – одни исчезли, другие пришли к ним на смену, и в целом восприятие рэпа людьми изменилось. Произошли стандартные изменения, схожие с произошедшими в России – рэп стали слушать в машинах, крутить по радио, но как правило это русский рэп а-ля "Центр" и "Баста". Появилось огромное количество подростков в скейтерской и хип-хоп одежде, однако едва ли многих из них можно увидеть на концертах. Видимо их интерес к рэпу ограничивается прослушиванием модных исполнителей в интернете и просмотром МузТВ и MTV.

Среди конструктивных изменений – в Беларуси появились группы, чей стиль узнаваем и которые не косят под российских товарищей. Хотя, нужно сказать, что в целом современный белорусский рэп ориентирован именно на российскую сцену и находится под влиянием её тенденций. Связано это и с языком – большинство говорит на русском, следовательно белорускоязычных групп очень мало, а английского многие не знают – следовательно, не ориентируются на западный рэп. Кроме того, в Беларуси есть достаточно много интересных битмейкеров, чей уровень позволяет говорить о существовании у нас базы для создания качественного (в музыкальном плане) рэпа и хип-хопа.

Говоря о конкретных представителях, стоит отметить, что в стране есть «очаги» активности и города, где рэп, по сути, в упадке. При этом читают рэп практически везде. Даже в самых маленьких городах. Но качество большинства исполнителей оставляет желать лучшего. Так вот на сегодняшний день «очагами активности» являются Минск (столица Беларуси) и Витебск. Есть, конечно, интересные исполнители в других городах. Итак, кратко о них.

ПiРАМiДА – одна из моих самых любимых белорусских рэп групп. Группа из Витебска. Ребята под разными названиями читают рэп с 1996 года. То есть они из первого поколения белорусских рэперов. Под названием ПiРАМiДА в 2008-м году выпустили очень хороший альбом «У истоков». Недавно вышел сингл «Едет башня» и готовится второй альбом. Стиль группы – хардкор рэп 90-х годов, нью-йоркского разлива. К тому же у участников группы узнаваемые голоса и манера читки, особенно у Ляпро. Спутать сложно с кем либо. Биты им пишут Mistapool, Senser – одни из лучших наших битмейкеров, но о них я скажу ниже. По тематике я бы назвал стиль ПiРАМiДЫconscious rap. То есть, у них тематика уличная, социальная, политическая и криминальная переплетается. Они не восхваляют криминал, это не гангста рэп. Они именно описывают реальность, как она есть. Также в их лирике есть философские и мистические идеи. Сингл «Едет башня» описывает реальность современного белорусского общества. По-моему атмосферу они смогли передать очень точно.

Среди минских исполнителей отмечу следующих:

All Types – признана лучшей группой Беларуси по итогам церемонии наград Street Awards 2009 от сайта www.bratinfo.by. Они просто разрывают залы своей энергетикой. В целом All Types делают уличный рэп. Есть официальный альбом «Keep Silence» 2010 года.
M.I.N.S.K.хороший андеграунд рэп. Иногда они уклоняются в абстрактные текста и даже отсылают к сюрреализму. Есть 4 альбома и несколько сольников.
Nice Priceхип-хоп с живыми музыкантами. Всё очень мелодично, очень красиво – клавиши, саксофон, гитара, бас и трое МС. Весёлые хорошие тексты. Есть промо запись.
Metaphysicsхардкор рэп, довольно жёсткий по подаче. На счету группы пока только два микстейпа.
Толерансэкспериментальный хип-хоп. Интересные тексты, красивые клипы (смотрите клип «Окна»). Есть альбом «12 сальто».
Яшар – один из лучших лирических исполнителей в стране. Есть два альбома и два микстейпа. Кстати, один из немногих на постсоветском пространстве, кто делает микстейпы на эксклюзивные биты, а не на скачанные из интернета.
Музаскат – сейчас, наверное один из самых известных битмейкеров Беларуси. Писал музыку для Хамиля и Змея, Басты, делал совместные треки с Бастой и даже написал бит для одного трека с сольного альбома Sonny Seeza – участника легендарных Onyx! В качестве МС делает разные треки. Тексты кому-то могут нравиться, кому-то нет, но биты у него качественные. Выпустил три альбома.
Slozhnie – очень интересный андеграундный проект. Пока альбомов нет.
«Подвальные рифмы» - одна из лучших групп начала 2000-х, есть альбом «Реактор». Сейчас один из участников живёт в Германии. Это наш известный райтер Cike1, он же МС Anubis, но музыкой заниматься не бросил. Кроме "Подвальных рифм" он участвует в группе К.У.Б.А.
Vinsent – на сегодняшний день лучший белорускоязычный рэпер. Красивый и серьёзный лиричный рэп читает. Выпустил альбом «Пачатак». Также среди белорускоязычных есть Вожык из группы ТО Лопата. Обещает альбом в близком будущем. И также белорускоязычный коллектив «PaNaNieba», в недавно выпустивший альбом «На балоце».
Navi Vokavisэкспериментальный хип-хоп. Для любителей абстрактного хип-хопа. Альбом «Полгода к новому году. По-новому» 2009 года. Также Апное «French Kiss» - в духе «Ночных грузчиков» и т.п. психологического рэпа.
Ещё есть Iceon, K.max и Руна. Iceon заявил о себе на ежегодном фестивале (крупнейшем в Беларуси) Freestyle Cup 2010. Он там взял гран-при. В целом его стиль порождён прослушиванием Big L, D.I.T.C., Wu-Tang и т.п. Интересно, хотя и на любителя. Рунав Минске известны, записали совместку с Триадой. Но у них при хорошей читке есть много пустоватых текстов. K.max«мистер позитив» - у него почти все треки о позитиве, застольях и т.п. Людям на концертах нравится.

Довольно известны в андеграунде группы Император, исполнитель НеЭмСи Далан. Есть у них интересные вещи, есть не очень. Также участник некогда известной группы «Семейная реликвия», а ныне житель Бруклина Prophy Proff напоминает о себе землякам новыми альбомами.

Среди девушек отмечу Miss Fenix, занявшую второе место на крупном российском баттле девушек МС. В 2008-м она выпустила альбом «Ready, Set, Go». А также Лили Джул – победительница баттла «Хип-хоп из-под каблуков» и Лилит. У них пока нет альбомов, но читают они хорошо.

В Витебске, кроме уже упомянутой ПiРАМiДЫ, есть SansЭй & AlHim, G-Pain, Mad Rhyme. Среди битмейкеров стоит отметить Mistapool, Senser.

SansЭй & AlHimжёсткий рэп, о жизни, о проблемах. Хардкор. Жёстко, но очень реалистично отражает действительность. Есть альбом «Кислотный Дом» 2010 года.
G-Pain – очень хороший лиричный рэп. Есть альбом «Перманент» 2009 года.
Mad Rhyme – недавно выпустили дебютный альбом «Глазами незрячих». Хороший андеграунд рэп.
Mistapool – пишет биты с 98 года, сотрудничал со многими рэперами, а недавно выступил продюсером альбома Jupiter 7 – крутого американского исполнителя из Калифорнии.
Senser – на его счету альбом и ЕР – оба инструментальные с вкраплениями соула и фанка 60-70-х годов.
Также отмечу Samekind’a – молодого битмейкера, который выпустил неплохой ЕР абстрактного хип-хопа «A Theory of Bird’s Flight».

В своём городе (Гомеле) отмечу группу «Хозяева». Они существуют много лет, это объединение в своё время до 50 человек по стране насчитывало. Они выпустили несколько альбомов, последний «Ветра» в 2008, но давно не выступали с концертами. Очень самобытная группа.
Из новых West Fame – объединение, у которого пока нет альбомов. Делают смесь рэпа и рагамафин. А их участник – Мимо выпустил сольный альбом «Я внутри» буквально месяц назад. Очень хороший, лиричный релиз.


И «Встречное течение» – хорошая группа, читающая рэп на разные темы без уклона в какую-то одну стилистику. На счету группы один микстейп «Параллелограмм».

В других городах отмечу – «Млечный путь» в Гродно. «Мордой в пол» в Гродно - жёсткий социальный рэп, в Бресте«G.O.S.» (недавно ЕР выпустили) и битмейкеры из тусы Mamalavaz. Также битмейкеров из Бреста Delta Mekonga, которые делают очень интересные ремиксы на треки классиков американского рэпа 90-х. В Слуцке«План эвакуации», в Новополоцке«Лекарство», в Молодечно«Том и Трей» (смесь рэпа, рагамафина и фолка). Есть крутой битмейкер Лука в Бобруйске, делающий инструментальные альбомы на различную тематику. И также отличные битмейкеры LMN3 и 614.

Также есть крутые фристайлеры – тот же Tray P (из Том и Трей), Гамбит, Green Man.

В общем, как видите групп интересных хватает, хотя и распределены по стране они неравномерно. Хотелось бы, чтобы в целом рэп развивался в сторону общемировых тенденций, а не зависал полностью на копировании российского, как делают большинство начинающих исполнителей. Также много исполнителей в стране довольно известных, но, на мой взгляд, делающих пустой (в плане содержания текстов) рэп, как говорится «для мобильников».

Также хочу сказать о сайтах. Крупнейший и старейший белорусский хип-хоп сайт – www.bratinfo.by. Также есть www.ulei.info – лейбл и сайт. Один из его админов – Лавр – читает рэп и проводит ежемесячный хит-парад белорусских треков. Победители, по итогам года, получат денежные призы. Известен сайт www.rap.by, хотя у них весьма своеобразное отношение к рэп сообществу и много вокруг них нехороших слухов. Скоро откроется www.hiphop.by. И из молодых есть сайт www.rapper.by.

Ещё Ляпро из ПiРАМiДЫ вместе с ещё несколькими рэперами сделал интернет-лейбл Sunup music, с целью популяризации интересной музыки, как бы её издания под маркой лейбла, но для бесплатного скачивания – www.sunupmusic.vitmedia.info. На данный момент он немного приостановил деятельность, но думаю, в ближайшее время будет возрождён. Я тоже постараюсь в этом поучаствовать.

Ну и конечно есть много райтеров, би-боев и ди-джеев. Проходят турниры и по брейкингу и по скретчингу пару баттлов было. Dj-33 из группы «Подвальные рифмы» в 2008 стал 11 по итогам крупнейшего мирового чемпионата DMC World Champ. Также отмечу ди-джеев Fanatic, Andy Rock, Nobel, Panz, X-Fader, Alexis.

Среди граффити самая известная команда True Stilo и райтер Cike1.

Среди бибоев многократные чемпионы Беларуси и победители разных турниров – Hunters Crew.

Потихоньку начал развиваться битбокс, есть битбоксеры, которые выступают не только в Беларуси, но и на российских фестивалях.

Среди хип-хоп журналов, кроме моего «Слово», есть 22:41 – небольшой журнал, посвящённый в основном русскому и белорусскому рэпу, и журнал «RIPOS» - освещает и российский и западный рэп. Был «Подвал» - очень крутой по оформлению и интересный по тематике журнал. Единственное, что он также был маленький. И вышло пока только два номера, в бумажном варианте. Их распространяли бесплатно, но в электронном варианте в сети не размещали. Делал этот журнал уже упомянутый Cike1. Проект не закрыт, но когда выйдет новый номер – пока неизвестно.

Вроде весьма объёмно рассказал о белорусском хип-хопе, хотя конечно кого-то мог и упустить.


06. Спасибо за такой подробный экскурс по широтам Беларуси. Я думаю весь «мейнстримный» интернет, вместе взятый не смог бы столько поведать о вашем рэпе. Надеюсь, читатели нашего журнала откроют для себя многие группы и запланируют их найти и послушать. Расскажи за свои личные предпочтения сегодня. Что ценишь в современном рэпе (в том числе зарубежном)? Кто в твоей коллекции уже много лет? Кому отдаешь свой респект сейчас? Как думаешь, откуда нашим молодым рэперам стоит черпать свое вдохновение? От чего надо отказываться рэп исполнителям, чтоб стать на по-настоящему интересными слушателю.

Предпочтений очень много. Стараюсь отслеживать всё что выходит, интересное качать. А учитывая количество новых релизов, которые ежедневно появляются в сети, плюс классику жанра, которой ещё не слышал, то коллекция пополняется огромными темпами. Слушаю в основном американский рэп, но активно ищу рэп со всех уголков мира. Есть у меня в коллекции альбомы из стран Латинской Америки, Африки, Азии и арабского мира. Незнание языка, на мой взгляд, проблемой быть не должно. Всё-таки рэп – это не только текст, хоть он и первичен. Кроме текста есть музыка и есть само исполнение, что тоже немаловажно. Другой вопрос, что если текст отвратителен, то и музыку вряд ли удастся воспринимать с наслаждением. К примеру, у ряда гангста рэперов – при интересной музыке, отвратительные тексты. Хотя и не у всех. Учитывая проблемы с английским, стараюсь читать о самих исполнителях, их взглядах и при желании переводить тексты.

Касательно конкретных имён, то в моём «треклисте» и андеграунд и мейнстрим, хотя по содержанию, конечно, отдаю предпочтение первому. Итак – Keny Arkana, Nas, GZA, Wu-Tang, Kilarmy, Killa Priest, Chief Kamachi, Army of the Pharaohs, Jedi Mind Tricks, Jus Allah, 2Pac, Warren G, IAM, Fonky Family, Dead Prez, Fugees, Wyclef Jeen, Public Enemy, Run DMC, The Roots, Psy4 De La Rime, Blue Sly Black Death, Kool G Rap, Fat Boys, Kurtis Blow, Black Sheep, Onyx, A Tribe Called Quast, Rakim, Deadly Venoms, Champ MC, Gangstarr, M.O.P., Queen Latifa, Snap, Young Blood Brass Band (всем советую – крутейший брасс-джаз с речитативом) и многие другие. Список можно продолжать бесконечно. Также люблю иногда послушать абстрактный хип-хоп и инструментальный хип-хопDday One, Ayatollah, Madlib. Многих из них уже годами слушаю, кого-то начал слушать в последние годы. Повторюсь – постоянно появляется что-то новое.

Помимо рэпа я слушаю много другой музыки – независимое rnb, soul, funk, reggae, ska, dub, raggamuffin, lounge, trip-hop и этническую музыку, а также современную африканскую поп музыку.

Среди российских рэп исполнителей слушаю не очень многих, хотя слежу за тем, что происходит и ищу новые интересные альбомы. Давно слушаю Триаду, Касту, Карандаша, Сэта (сейчас он читает стихи под музыку, а не рэп, но это тоже очень интересно), Le Truk’a, Витька, раннего Смоки Мо, Moscow Death Brigade, Noize MC и некоторые молодые команды. Время от времени нахожу молодых интересных исполнителей, но хотелось бы значительно больше.

Черпать вдохновение нашим рэперам, я думаю, стоит в богатстве хип-хоп культуры и реальной жизни. Не в стереотипах, как это делает большинство, а в реальности и многообразии культуры. Мир очень богат, но большинство этого не хочет видеть. В итоге появляются очередные песни ни о чём со стандартными строками, лишёнными искренности и смысла. Часто после их прослушивания возникает вопрос – зачем это вообще было слушать? Многие молодые исполнители ничем не интересуются, их родители ничем не интересовались и им никто не привил интереса к окружающему миру. Их кругозор ограничивается двором и телевизором. И даже возможности интернета они не используют, так как нет привычки и нет понятия, что это нужно делать. Они не любознательны, пассивны. В итоге их рэп ориентирован на список из десяти модных российских рэперов и пары таких же западных. Они пытаются их копировать и создают бледные низкосортные копии. Если бы они ориентировались на мировой хип-хоп в целом, да и не только на хип-хоп, но на мировую культуру, то они бы не ощущали недостатка идей и не считали нынешние свои треки достойными выпуска даже в сеть, не то что, на дисках.

В общем, я считаю, надо расширять свой кругозор. Изучать хип-хоп культуру, а не только плейлист центрального музыкального телеканала, и прежде чем что-то делать четко, представлять что, зачем и почему именно так ты хочешь сделать.

А вот насчёт отказа от чего-то ради слушателя – сложный вопрос. Суть в том, что слушатель в большинстве своём воспитан на низкосортной поп музыке. Будь она с барабаном «тыц-тыц-тыц» или в виде речитатива, но с тем же содержанием. И что-то более сложное и менее усреднённое для него воспринять тяжело. Попса ведь сама ничего не делает, она берёт элементы из живых субкультур, смешивает, убирает стилистические рамки, то есть делает усреднённый продукт, под который можно спать, есть, ехать в машине и танцевать. И вот такой «фоновый музон» большинству нравится. Потому что над ним не нужно думать и его даже не нужно чувствовать. Он построен на самых простых мелодиях – или простом ритме или примитивной мелодичной композиции с высоким вокалом, чтобы якобы «за душу брало». Так вот в таких условиях, чтобы стать популярным и рэперам нужно играть на этих двух элементах с примитивным текстом про «любовь-морковь». Я люблю лиричный рэп. Но лирика не должна скатываться в примитивные рифмы про «бросила» и «изменила». Конечно учитывая, что песен о любви очень много, сложно написать что-то сверх оригинальное. Но лиричный рэп должен быть поэзией – метафоричной и красивой, без банальщины. Это социальный или политизированный рэп может себе позволить говорить в лоб, а лирика должна быть красивой, а не просто доносить мысль.

В итоге, если рэперы последуют моему совету, они вряд ли станут знаменитыми. Большинство сочтёт их тексты слишком сложными. А музыку ограниченной рамками одного стиля, что сделает её не такой удобоваримой в качестве фона.

Зато их оценят немногочисленные ценители стиля. Что важнее – каждый сам решает. Но учитывая, что без вложения продюсерских денег и связей, они в мире поп-индустрии звёздами не станут, ни при какой музыке и исполнении, то они рискуют, погнавшись за популярностью, просто кануть в лету. Большинство так и делает. А те, кто уйдёт в творческие поиски, а не поиски модного продюсера, останется в истории хип-хоп культуры.

07. Последний вопрос. Как ты считаешь, чтобы стать по-настоящему интересным хип-хоп журналом, с регулярным посещением своих постоянных читателей и с каждым разом увеличивающимся прибытием новых посетителей, на что нужно делать акцент редакции нашего сайта? У тебя есть опыт работы с исполнителями, организаторами и представителями рэп групп, поделись советами как ты выходишь на новые имена, как ты собираешь интересный материал и какие у тебя критерии отбора информации: «вот это заинтересует читателя», а это «низкосортный шлак». Ты размещаешь на страницах своего журнала коммерческую рекламу? Или ты руководствуешься только интересами культуры? Твои пожелания нашему журналу!

В поиске новых групп и тем для материалов я использую главный доступный нам источник – интернет. Обычно сначала возникает идея написать статью на какую-то тему. К примеру, давно собираюсь написать обзорные статьи о хип-хопе в бывших советских республиках. Сейчас вот собираю информацию. Я стараюсь сначала собирать информацию целостно. Лучше для начала описать тему целиком, пусть даже кратко и схематично, а потом уже углубляться и писать о конкретных исполнителях подробнее. Исключение составляет хип-хоп США – целостно описать практически невозможно – слишком большой объём.

Если говорить более конкретно, то материал я ищу в Википедии, западных хип-хоп порталах, а русскоязычные группы на местных сайтах и в сети «в Вконтакте». Кстати, последнее, весьма, универсальная вещь, так как про молодых исполнителей сайты писать не рвутся. У администрации крупных сайтов вообще часто присутствует высокомерие, это не только я замечал. Поэтому все молодые группы начинают с «Вконтакта». На кого-то натыкаюсь случайно, кто-то сам кидает треки на стену в группе журнала, кого-то замечаю у друзей и т.д. Конечно, среди огромного количества низкосортных стандартов приходится долго выискивать что-то стоящее. Но зато результат оправдывает себя – ценные «находки» радуют.

Критерии отбора – моё понимание хип-хоп культуры и мои вкусы. Конечно, я не замыкаюсь только на своих предпочтениях и иногда пишу о группах, которые сам не часто слушаю, чтобы дать людям возможность самим выбирать и представить хип-хоп в целом. Своего рода табу для меня являются только три категории исполнителей: «гоп рэпчик», гламурная чушь и ксенофобский «правый» рэп. Всё остальное я рассматриваю и решаю в каждом конкретном случае – писать или не писать о них. Были, конечно, поначалу проколы и в журнал попали пару интервью, которые не стоило делать, но я учёл те ошибки и новых стараюсь не делать. А вообще я открыт к новым людям и стараюсь не только гнаться за знаменитостями, но и делать интервью с молодыми исполнителями.

Пока я размещаю только некоммерческую рекламу. Причина этого не в моём неприятии коммерческой рекламы, а в том, что рекламируемые в журнале ресурсы сами не являются коммерческими. Соответственно мы рекламируем друг друга. В будущем я не прочь по возможности привлечь коммерческую рекламу, но не ущерб культуре. То есть я не соглашусь размещать рекламу при условии изменения содержания журнала.

Вашему журналу я, конечно же, желаю процветания и роста количества читателей! Издание у вас профессиональное, к тому же эксклюзивное, а это всегда в цене у умных людей. Главное средство привлечения новых читателей, конечно же, реклама. Через другие сайты, через исполнителей и через «партизанский маркетинг». На мой взгляд, последний способ весьма эффективный и я лично собираюсь к нему прибегнуть для рекламы своего журнала. В интернете партизанский маркетинг – это реклама на страницах и в группах в социальных сетях. Но ими он не ограничивается – цель максимум – создать присутствие рекламы повсюду – в метро, автобусах, троллейбусах, на водосточных трубах, в подъездах. В итоге логотип сайта примелькается у людей в глазах и многие из них захотят узнать, что же это такое. К примеру, в такой стране как Куба именно таким способом стал популярен стиль реггитон, который власти не поддерживали и на уровне официальной культуры не продвигали. И он как говорится «сделал себя сам» - сейчас реггитон слушают 70% молодого населения страны. Конечно, у нас вряд ли удастся добиться такого успеха, по ряду причин, но в любом случае можно существенно повысить известность сайта. Естественно все эти наклейки и флаера стоят денег. Но я думаю, они окупятся в виде новых посетителей, которые не только станут слушать христианский рэп, но и возможно со временем сами начнут его читать.


А в интернете я считаю нужно рекламировать везде, где только можно. Даже из казалось бы далёких по тематике сайтов могут прийти интересные и активные люди. Главное помнить, что нужно много трудиться. Иначе ничего добиться не удастся.

Большое спасибо за интервью! За интересные вопросы, в ответах на которые я смог рассказать о многих мыслях, зревших в моей голове последние годы! Успехов HOLYRAP.RU! Надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество!

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ НОМЕРА НА СВОЙ КОМПЬЮТЕР (с 1 по 10)

Интервью провел: D.Ocean

Теги:
 

Mouthpi3ce - No Grey Lines

Клик на обложку, скачать MP3 альбом

    Читателей рэп журнала

    Сейчас 4 гостей онлайн
    Христианские Рэп Клипы на HOLYRAP.RU

    ХРИСТИАНСКИЙ РЭП ФОРУМ (ЖМИ СЮДА)

    Христианский Рэп Urban

    HOLY RAP MP 3 - МАГАЗИН (Заходи)

    Mystery - The Warning (2009)

    Клик на обложку, скачать MP3 альбом

      Хип-Хоп Twitter - HOLYRAP

      twitter logo

      Новый хип-хоп материал

      Хип-Хоп Интервью в СНГ

      www.gospelmp3.ru / Рэп

      Sample image

      Журнал. Важные Метки

      Музыкальный журнал о Христианский РЭП новости фото Holy Hip-Hop ФОРУМ интервью с верующие рэпперы GOSPEL RAP репортажы с хип-хоп ЕВАНГЕЛИЗАЦИИ новые рэп релизы с христианские лейблы HEAVEN SOLDIERS хип-хоп фестиваль в СНГ рецензии на РЭП АЛЬБОМЫ статьи об истории Holy Rap движения в России Украине CHRISTIAN and ДУХОВНОЕ творчество рэпперов ХРИСТИАНСКИЙ ХИП-ХОП обзоры и отчеты о концертах ВИДЕО КЛИПЫ